Обучение глухого ребенка. Воспитание глухих детей
Обучение глухого ребенка
И так, если волею судьбы Вы оказались родителем беззащитного ребенка, не способного слышать – приготовьтесь к тому, что Ваша жизнь не просто изменится. Вам предстоит совершенно новый, непостижимый марафон с бесконечными дистанциями и препятствиями. Марафон, который потребует от Вас максимальных затрат времени, сил и здоровья.
Главное при обучении глухого ребенка – запастись добротой, любовью и терпением. И все получится! В мире появится новый прекрасный человек, который способен грамотно излагать мысли и искренне радоваться. И этот человек не станет обузой для общества, а сумеет в нужный момент сам подарить поддержку и участие.
К сожалению, количество деток с различными слуховыми нарушениями растет. Порой эти нарушения возникают еще до рождения ребенка. Но прежде всего надо помнить, что, каким бы тяжелым не было нарушение слуха, оно не может служить непреодолимым препятствием обучению глухого ребенка чтению, письму, речи и воспитанию полноценной личности.
Обучение глухого ребенка. Слышать или слушать?
При обучении глухого ребенка главное – прислушиваться к нему.
Ведь услышать – значит понять. И, когда Вам удастся услышать его, он начнет прислушиваться к Вам и к тому, что Вы от него хотите. Только при условии взаимного желания слышать друг друга Ваши занятия и упражнения принесут свои плоды, и не будут казаться пыткой и тратой времени.
Вот одно из упражнений на озвучивание слова «мама». Для этого надо прижать к своим щекам ладони ребенка так, чтобы он почувствовал вибрации звучащих гласных и согласных. Особенно уделить внимание звуку «ммм», так как в обычной речи, произнося слово «мама», мы больше тянем «а». Чтобы получилось донести до малыша смысл слова — нужно почувствовать ту любовь, которую оно несет в себе. Если соблюсти все эти тонкости — успех вам обеспечен!
Сила голоса ощущается, когда мы прикладываем руку к груди или гортани. Каждый звук имеет свои собственные вибрации. Например, «н» вызывает вибрации носа, «в» — верхней губы, «м» — вибрации щек, «и» — вызывает вибрации темени. На руке можно почувствовать толчок от выдыхаемых звуков «х», «п», «к», «т». «Ш» издает струю теплого воздуха, а холодного — «с».
Поднесите ватку ко рту – и Вы почувствуете, как колеблется ватка от произносимых слогов «та» и «па». А от слогов «фа» и «та» запотевают поверхности зеркал.
Когда запас слов ребенка обогатится такими словами, как «папа» и «мама», рекомендуется оформить альбом с фотографиями членов Вашей семьи, увеличивая количество фотокарточек. Надписывать их лучше большими буквами. Альбом будет нужен и тогда, когда в вашем арсенале слов появятся такие непростые понятия, как зять и двоюродный племянник.
Читаем, пишем, познаем
Способность человека услышать сказанное, является ключом к пониманию устной речи. Цель воспитания глухих детей в том, чтобы у них возник целостный образ, объективно отражающий содержание и смысл любого слова или фразы целиком. Для этого широко используется в последнее время такой прием, как «глобальное чтение». Оно дает возможность ребенку, начиная с 3х лет воспринимать и воспроизводить письменную речь.
С новыми словами ребенок знакомится как устно, так и письменно. Можно, например, наклеивать стикеры на мебель и игрушки. Когда новые слова усвоятся, стикеры можно снимать или менять.
При использовании надписей, картинок и игрушек очень важно менять их и не пользоваться одними и теми же. Для глухих и слабослышащих детей характерно понимать однозначно, что только показываемая игрушка – это птичка. Сегодня может быть птичка-картинка, завтра — птичка-игрушка, послезавтра — живая птичка на улице.
Успехи в обучении и воспитании глухих детей конечно во многом зависят от тех усилий, которые будут приложены родителями и специалистами. Но, несмотря на диагноз, такие дети успешно учатся и оканчивают средние и высшие профессиональные учебные заведения вместе со слышащими сверстниками и часто реализуют себя в творческих профессиях