Развитие связной речи младших школьников. Методика
Развитие связной речи младших школьников
Развить речь – это основная цель начальной школы, поскольку без ее освоения не может происходить социализация ребенка в обществе. Современные стандарты образования и программы в школах имеют определенные требования к развитию речи школьника. Любую речь никак развивать только по учебникам, к этому процессу обязательно должны быть подключены эмоции и увлеченность, ведь недостаточно просто заучить слова и шаблонные фразы, важно научиться точно, емко и выразительно их применять в речи.
Развитие связной речи младших школьников
Методика и способы развития связной речи у школьников включает в себя множество приемов и упражнений, которые выстраиваются в один сложный и непрекращающийся процесс. Фундамент закладывается еще в старшей и подготовительной группах детского сада и продолжается уже в начальной школе. Речь развивается и совершенствуется. Говоря о развитии именно связной речи у младших школьников, обычно выделяют 3 основных аспекта:
- работа со словом;
- работа со словосочетаниями и предложениями;
- работа над построением связной речи.
Очень важным является факт обогащения словаря учащихся. Словарная работа занимает очень значимое место в работе над построением правильной и красивой речи. Она имеет свои направления, которые обязательно нужно учитывать:
- узнавание учениками значений новых слов, что приведет к увеличению словарного запаса;
- изучение понятий уже известных слов и выражений, их антонимов или синонимов, и их различий;
- превращение пассивного словаря в активный;
- устранение слов-паразитов, нелитературных слов, исправление ошибок в произношении и ударении.
Любое занятие у младших школьников по развитию связной речи включает работу над словосочетаниями и предложениями. Для этого очень важно использовать различные типы упражнений: творческие, упражнения по плану или образцу, конструктивные и так далее. Все это должно идти параллельно, поскольку развитие речи у учеников – это процесс трудный, многосторонний и долгий.
Какие умения должны быть у школьников после занятий по развитию речи?
- Осмысление темы, ее раскрытие, подготовка информации и материала, его отбор и применение разнообразных языковых средств. Умение не только устно, но и письменно раскрыть заданную тему, выражая собственное мнение.
- Умение составить план и распределить информацию в соответствии с этим планом.
- Подготовка словарного запаса, словосочетаний, трудных слов и их правописание.
- Умение связно излагать мысли и устно, и в тетрадях, т.е. писать сочинения, уметь развернуть и закончить свою мысль, одновременно следя за орфографией и пунктуацией.
- Научиться исправлять допущенные ошибки, видеть их и дополнять свой текст или высказывание более точными и емкими выражениями.
У связной речи есть несколько параметров, которые нужно научиться соблюдать: логичность, точность, правильность, содержательность, выразительность и ясность. Овладение речью всегда оценивается именно в соответствии с этими требованиями. Для освоения всех правил нужна систематичность, только в этом случае все методики и упражнения для младших школьников по развитию связной речи окажутся эффективными и принесут результат.
За короткий срок невозможно увидеть эффект. Если все приемы по развитию речи отрабатываются не только во время уроков, но и дома, и в общении со сверстниками, то вся работа приведет к успеху, который будет заметен и ученикам, и их учителю, и родителям. Любое занятие по развитию речи – это большая подготовка и трудоемкий процесс, имеющий цель научить любого ребенка владеть своей речью.