Развитие школьника

Согласные звуки русского языка: твердые и мягкие, глухие и звонкие

Русский язык: согласные звуки

Изучение звукового строения слов — тема интересная и не самая трудная. Многие ученики с удовольствием разбираются в отличиях произнесенного и записанного варианта слов. Но изучаемая тема содержит множество понятий. В то же время если не вникнуть в материал, невозможно добиться точного и грамотного правописания. Поэтому начнем разбираться. Слова, произнесенные человеком, имеют звуковое оформление. Звуки называют фонемами. Их относятся к одной из 2-х основных звуковых групп: гласные и согласные звуки. Поговорим подробнее именно о согласных звуках.

Согласными звуками считаем те, какие образованы не только голосом. Если звучание образовано с добавлением другого звука к голосу («гласу»), мы имеем дело с согласным!

Согласные звуки в русском языке говорим о фонемах, образованных голосом и шумом. Он возникает от столкновения воздуха на выдохе с встречаемым препятствием — зубами, губами, языком. Так возникает дополнительный призвук — шум.

Разновидности согласных

Разобравшись, что такое согласные звуки в русском языке, присмотримся к ним повнимательнее, чтобы точно знать, какие бывают согласные звуки в русском языке.

Входящие в эту группу звуки отличаются шумовым и голосовым уровнем. Бывают такие, в основе которых только шум.

Согласным звукам русского языка их характеристика дается по нескольким качествам, например, по их звонкому и глухому звучанию,  твердости и мягкости произнесения. Свиста или шипение тоже является дополнительной характеристикой.

Качественные звуковые характеристики — категории неизменные. При этом очень часто среди согласных образуются пары. И благодаря этому, слова очень часто отличаются одним звуком: код — кот.

О твердых и мягких звуках

Произнося определенные звуки, речевым органам свойственно занимать во рту почти одинаковое положение. Середина языка иногда приподнимается выше, и звучание становится мягче. Различие имеет существенное значение. На примере записи понятий угол и уголь понимаем: они отличаются тем, что последнее звучание тверже или мягче.

Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие согласные звуки.

Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке часто имеют пару среди звуков с мягким вариантом.

  • Твердые согласные звуки: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х].
  • После смягчения: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’].

Мягкость или твердость согласному звуку придает стоящий за ним гласный звук.

[а], [о], [у], [ы], [э] гласные, обозначающие твердость согласного звука

[и], [е], [ё], [ю], [я] гласные, обозначающие мягкость согласного звука

Например: мол [м о л] и мел [м’ э л]

Не все звуки получили пару. Существуют всегда твердые согласные звуки в русском языке: [ж], [ш], [ц].

Ученикам будет полезно заучить, какие согласные звуки в русском языке всегда мягкие.  Повторите совместно с ребенком, что всегда мягкие согласные звуки в русском языке: [й’], [ч’], [щ’].

Звонкие и глухие согласные

От величины шума и голоса зависит, к какой группе принадлежит конкретный звук.
Звонкие и глухие согласные звуки в русском языке различаются оттенками. Звонкость им придают задействованные связки голоса. В образовании глухих связки не принимают участия.
Это различие звуков также становится смысловым: слова кол и гол обозначают совершенно разные понятия, а когда мы произносим эти слова, они отличаются лишь одним звуком.

Почти все звонкие и глухие согласные звуки в русском языке — парные.

  • Звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
  • Глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с],[с’].

Не всегда звонкие согласные звуки образуют пару. Есть только звонкие звуки, не имеющие глухой пары, получившие название сонорные согласные звуки. К звуковой группе сонорных относятся: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Отдельную группу образуют всегда глухие согласные, без звонкой пары: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Шипящие и свистящие

Особое звучание в момент произнесения согласных стало основанием для выделения такие звуковые подгруппы, как шипящие и свистящие.

  • Шипящие: [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Для их записи используются все шипящие буквы в русском языке, их тоже четыре: Ж, Ш, Ч, Щ.
  • Свистящие: [з], [з’], [с], [с’], [ц] записываются буквами З, С, Ц.

Характеристика звуков

Узнав, на какие группы делятся согласные звуки в русском языке, видим, что звук можно характеризовать, учитывая одновременно его разные звуковые качества. Выполняя задание по характеристике звука, обязательно уточняем:

  1. Твердо или мягко он звучит;
  2. Глухо или звонко произносится;
  3. Имеет ли он пару — звонкую или глухую.
  4. При необходимости можно дать дополнительную характеристику по способу произношения (шипящий, свистящий).

Для примера дадим характеристику согласным звукам из слова клип.

Сначала укажем фонетическую запись слова: [кл’ип].

Теперь характеризуем каждый согласный звук.

[к] — согласный, твердый, глухой, парный, имеет парный звонкий [г].

[л’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный.

[п] — согласный, твердый, глухой, парный, имеет парный звонкий [б].

Такую характеристику дают звукам при выполнении звукового или фонетического анализа слова.

Как буквами передать звучание

На письме произнесенных нами слов пользуются специальными графическими изображениями — буквами. При составлении буквенной записи учитываем, какие буквы гласные, а какие согласные в русском языке. В нашем алфавите букв, используемых для записи согласных, меньше, чем звуков. Сравните, сколько в русском языке букв, обозначающих согласные звуки: согласных звуков — 36, а букв, используемых для их записи, — только 21.

Мы пользуемся следующими согласными буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Значит, ряд букв применяются для изображения нескольких звуков. Действительно, для обозначения парных твердых и мягких не используются разные буквы.

Мы не путаемся в смыслах, точно понимаем при чтении, твердо или мягче требуется произнести в каждом конкретном случае, благодаря используемым буквенным сочетаниям.

Мягкость в письменной речи можно передать разнообразными способами:

  • Использование мягкого знака.

Специальная буква, не передающая никакого звука, мягкий знак Ь, написанная после согласной, подсказывает, что звук, переданный данной согласной, произносится мягко:

Угол [л] — уголь [л’].

  • Использование букв, обозначающих некоторые гласные

Буква И подсказывает, что предыдущий звук — мягкий.

Был [б] — бил [б’].

  • Использование букв, за которыми — два звука

У нас есть несколько гласных букв, передающих сразу два звука. На первом месте в этом сочетании — [й], известный как мягкий и звонкий согласный. За ним следует один из гласных [э], [о], [у], [а]. Гласные буквы Е [Й+Э], Ё [Й+О], Ю [Й+У], Я [Й+А] указывают, что предыдущий согласный нужно произносить мягко.

Мэр [м] — мера [м’]
Мол [м] — мёл [м’]
Тур [т] — тюль [т’]
Дар [д] — дядя [д’]

Чередование согласных звуков

Какие согласные звуки могут чередоваться в русском языке? Когда мы произносим разные формы слова, то не всегда и не всё звучит отчетливо. Обратимся к конкретному примеру. При произнесении слов зубы и зуб имеется в виду одно и то же понятие — «специальное образование во рту, предназначенное измельчить пищу». Используя множественное число — зубы — мы произносим второй согласный отчетливо и ясно: [б]. А при произнесении формы единственного числа зуб второй согласный произносится не отчетливо, звучание становится глуше, мы произносим [зуп], хотя на письме используем все же букву Б. Мы столкнулись с оглушением согласных, заменой звонкого на парный глухой.

Оглушение возникает в случаях:

  • Согласный стоит самым последним.

Смотри выше рассмотренный пример со словом зуб — зубик, куб — кубик, град — градом 

  • Перед глухим

Соседство звонкого с глухим, когда глухой стоит после звонкого, приводит к тому, что звонкий мы произносим глуше. Органы речи как бы уже готовятся к произношению следующего звука, который будет глухим.

Например, звуки, выраженные буквой З: сказочка [з] — сказка [с].

Случаются и обратные процессы, когда глухой звучит звонче, чем обычно. Например, в словах косить, коса буква С обозначает глухой звук. Он бывает твердым [c] в слове коса, или мягким — в слове косить[с’]. Но в варианте косьба буква С выражает уже звонкий звук [з’]. Произошло озвончение глухого звука. Озвончение происходит с глухим, если непосредственно за ним расположен звонкий. Мы видим, что в процесс чередования вовлечены звонкие и глухие парные согласные звуки в русском языке.

Понимание происходящего со звуковыми формами слов поможет при проверке их написания, в случае сомнения в выборе правильной буквы. Теперь мы знаем об оглушении и озвончении согласных, которые оказались в слабой позиции. И помним, что изменения эти происходят со звуками, а буквы остаются неизменными. Как узнать, какая буква должна быть написана? Ищем такой вариант, чтобы неясно звучащая буква оказалась в сильной позиции: после проверяемой буквы находятся гласные или сонорные согласные. Становится отчетливым звук, понятна буква, которой его записывают.

Советы родителям

Тема «Звуки и буквы в русском языке» не будет сложной, если ученики сразу разберутся в материале. Научившись самостоятельно анализировать звуковую сторону речи, школьники внимательно относятся к правильному написанию слов, что приводит к качественному повышению их знаний.
Взрослому будет несложно совместно с ребенком закрепить изученный материал. Делать это можно практически в любое время: на прогулке, в поездке, в разговоре и т.п. А помогут специальные словесные игры. Придумать словесного дублера, заменив один звук; составить слово, в котором все произносится только твердо или, наоборот, только мягко; придумать слово, в котором букв больше, чем звуков… Вариантов игр — множество, ребенок и сам может стать автором такого развлечения. Польза от словесных игр и свободного владения материалом обязательно скажется на уроках!

 

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»