Развитие школьника

Что такое сложноподчиненное предложение, примеры

Русский язык: сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение требует внимательного отношения и вдумчивого подхода. Для тех, кто сумеет относиться к этим предложениям так, они становятся понятнее и проще. Но не всем школьникам удается самостоятельно разобраться в трудных конструкциях. Своевременная помощь близких окажется как нельзя кстати.

Необходимые знания при изучении предложений с придаточными

Прежде всего вспомним понятия, без которых не разобраться в данной теме. Лучше всего — предложите ребенку разъяснить вам эти понятия и проверьте правильность его объяснений.

В предложениях содержится законченная мысль. В каждом предложении обязательно есть основа — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее — указывает, о ком идет речь: кто? Что?

Сказуемое — обозначает действия, которые совершают подлежащие:что делает? Что сделает? Что делали? Что сделал?

Все остальные члены предложения — второстепенные.

Предложения, в которых есть одна основа (подлежащее и сказуемое), — простые. В языке есть также сложные предложения, которые состоят из нескольких простых, поэтому и основ в сложных предложений несколько.

Особенности сложноподчиненных конструкций

Сложноподчиненные предложения — это конструкции, когда одна часть «подчиняется» другой по типу подчинительной связи.

Мы будем гулять,  когда установится теплая погода.

В этом предложении две основы: (кто?) мы (что будем делать?) будем гулять — первая основа. Ищем все второстепенные члены, которые относятся к этой основе. От подлежащего мы не зависит никаких слов, от сказуемого будем гулять задаем вопрос сколько? В течение какого времени? И отвечаем — долго. Наше первое простое предложение — мы будем гулять долго.

Разберем вторую часть. Основа — погода установится. Второе простое предложение полностью — установится теплая погода. Предложения связаны союзом когда. Для отделения предложений использованы знаки препинания.

От главной части к придаточной задаются вопросы.

Что такое сложноподчиненное предложение

Что нужно знать о придаточном

Ученикам приходится определять вид придаточного. Для этого задают вопросы.
Выделяются изъяснительные, определительные, обстоятельственные придаточные.
Рассмотрим виды сложноподчиненных предложений.

  • с придаточным изъяснительным (падежные вопросы): Я часто мечтала, как мы будем отдыхать на море.
  • с придаточным определительным (какой? Чей?): Я попросила маму рассказать сказку, которую она слышала от своей бабушки.
  • с придаточным обстоятельственным.
    Это самая большая и разнообразная группа. Вспомним, какие виды предложений входят в нее.

Виды придаточных обстоятельственных

  • Места (где? Откуда? Куда?): Мы вернулись туда, откуда наша семья переехала в прошлом году.
  • Времени (когда? Как долго? С какого времени? До какого времени?): Я играл с ребятами во дворе, пока мама не позвала меня домой.
  • Причины (почему? Отчего?): Из-за того что ночное небо плотно затянуто облаками, на улице было совершенно темно.
  • Условия (при каком условии?): Если правильно выделять грамматическую основу, расставлять запятые будет легче.
  • Уступки (несмотря на что? Вопреки чему?): Несмотря на то что погода улучшилась, поход решили отложить.
  • Сравнения (как кто? Как что? Чем кто? Чем что?): Ученики болеют за футбольную команду своего класса, как настоящие футбольные фанаты переживают успехи и неудачи своего клуба.
  • Цели (зачем? С какой целью?): Чтобы лучше подготовиться к экзамену, мы повторили весь материал на консультации.
  • Следствия (вследствие чего произошло действие? Что из этого следует?): В гололед скользко, так что передвигаться приходится медленно и осторожно.
  • Образа действия (как? Каким образом?): Мы выполняли упражнения так, как показывал учитель.
  • Меры и степени (насколько? В какой мере? В какой степени?): Малыш рос настолько подвижным, что на прогулке его сопровождали двое взрослых.

Когда придаточных несколько

Разбирая конструкции с несколькими придаточными, следует быть внимательным и действовать по следующему алгоритму:

  1. Выделить составные части.
  2. Задать вопросы ко всем придаточным.

Рассмотрим примеры предложений, виды и типы подчинительной связи, узнаем, в каких предложениях не нужно ставить запятую.

С однородным подчинением

Для всех придаточных подходит один вопрос, все взаимодействуют с одним словом в главной части.

Школьникам известно, как важно соблюдать режим и как трудно приходить на занятия вовремя.

Выделяем 3 части. Главная — первая, а 2-я и 3-я — придаточные изъяснительные. Оба имеют отношение к слову известно, отвечают на вопрос — что? Соединяются части сложноподчиненного предложения союзом как.

Значит, перед нами однородное подчинение.

Важно: когда между однородными придаточными имеются сочинительные союзы (у нас — и), то запятые перед этими союзами не нужны!

С параллельным подчинением

В этом случае все придаточные также зависят от главного. Но это разные виды придаточных, к ним задают не одинаковые вопросы, для связи пользуются разными союзами.

Когда на улице рассвело, мы вышли из дома, хозяева которого приютили нас на ночлег.

Выделяем 3 простых. Главная — 2-я часть, 1-я и 3-я — придаточные. От сказуемого задаем вопрос к первой части: вышли когда? Имеем дело с придаточным времени. Ко второй части вопрос задается от обстоятельства: из дома какого? Вторая часть — придаточное определительное.

Разные типы придаточных, которые соотносятся с разными словами в главной части, разные союзы — все это показатели параллельного подчинения.

Последовательное подчинение

Последовательность подчинения можно увидеть, если в предложении с главной частью соединяется только одна придаточная часть, а другие зависят от этой части.

Учитель заметил, что на уроке хорошо и уверенно работали ученики, которые вчера были на консультации.

Рассмотрим построение конструкции. Перед нами сложноподчиненное предложение, в котором 3 простых. Главным является первое простое. От него зависит второе простое: заметил что? К третьему простому предложению задаем вопрос от слова, находящегося во второй части: ученики какие?

Перед нами конструкция с последовательным подчинением.

Замена придаточного предложения деепричастным оборотом

Обычно ученикам трудно расставить знаки препинания. Вызывают затруднения и упражнения, в которых нужно изменить построение предложения.

Разбор задания «Замените в сложноподчиненных предложениях придаточные предложения деепричастным оборотом».

Выполняем действия:

  1. Выделяем в предложении части.
  2. Определяем главную и придаточные части.
  3. От глагола-сказуемого придаточного предложения образуем деепричастие.
  4. Составляем деепричастный оборот с полученным деепричастием.
  5. Записываем предложение в измененном виде, без союза. Вместо придаточного используем деепричастный оборот. Деепричастный оборот выделяем запятыми!

Например, Когда ребенок увидел мать, он весело рассмеялся.

Перед нами сложноподчиненное предложение, в котором выделяются два простых. Главным является второе простое, придаточным — первое, в нем находится союз когда. Сказуемое в придаточном предложении — увидел (что сделал?). От этого глагола образуем деепричастие: что сделав? — увидев. Находим все слова, которые зависят от деепричастия, и составляем деепричастный оборот: увидев (кого?) мать. В главном предложении меняем в подлежащем местоимение на сказуемое. В итоге получаем предложение: Увидев мать, ребенок весело рассмеялся.

Обратите внимание: произвести такую замену можно только тогда, когда действие, названные глаголами-сказуемыми в главном и придаточном предложениях, относятся к одному и тому же действующему лицу. В данном случае: увидел ребенок и рассмеялся ребенок.

Придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить, если подлежащие обозначают разных действующих лиц.

Например, Когда мать вошла в комнату, ребенок весело рассмеялся.

Если вы видите, что ваш ученик изменил предложение так: Войдя в комнату, ребенок весело рассмеялся, знайте — допущена ошибка. В измененном предложении оба действия совершает одно лицо — ребенок входит и смеется. В первоначальном варианте лиц было двое: входит мать, смеется ребенок.

Замена придаточного предложения причастным оборотом

Еще одно задание, вызывающее трудности, звучит так:

Замените части сложноподчиненного предложения причастными оборотами.

Такие замены можно выполнять с придаточными определительными. Порядок действия аналогичен уже рассмотренному, только в этом случае составляем причастный оборот. Рассмотрим выполнение замены на конкретном примере.

Мы вышли на улицу, которая была залита солнечным светом.

В сложноподчиненном предложении 2 простых. Главным является первое простое, придаточным — второе. Это придаточное определительное, оно зависит от слова улицу и отвечает на вопрос какую?
Образуем от глагола залита причастие так, чтобы оно отвечало на тот же вопрос: улицу (какую?) залитую. Ищем все слова, которые относятся к причастию, и составляем причастный оборот: залитую солнечным светом.
Составляем новое предложение: Мы вышли на улицу, залитую солнечным светом. Так как у нас нет второго простого предложения, союзы не используем. Запятую ставим, потому что причастный оборот стоит после слова, к которому относится.

Мы вспомнили основные сведения о сложноподчиненных предложениях.
Совместно с ребенком вы сможете правильно определить виды и типы предложений, точно расставлять необходимые запятые.
Эти знания помогут почувствовать себя увереннее при встрече с этими синтаксическими конструкциями, избежать ошибок при самостоятельном составлении предложений.

Видео «Что такое сложноподчиненное предложение»

 

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»