Особенности нервной системы у детей. Развитие нервной системы
Особенности нервной системы у детей
Мы все время куда-то спешим, что-то делаем на автомате, улыбаемся, говорим, и не задумываемся, что всеми нашими действиями управляет своеобразный компьютер – центральная нервная система.
Об особенностях нервной системы у детей в самом начале жизненного пути и пойдет речь в этой статье.
Особенности нервной системы у детей, или с чего все начинается
Формирование нервной системы происходит еще внутриутробно, на 5 неделе беременности закрывается нервная трубка, и образуются зачатки мозга. На 2-3 месяце перенатального развития плод уже совершает локальные движения, а на 3-4 месяце становятся заметны двигательные реакции в конечностях и спине на посторонние раздражители. Это закладка базы под безусловные рефлексы (реакции, которые предусмотрены природой для сохранения жизни). Все они заканчивают свое формирование к моменту рождения и остаются до 1,5-5 месяцев. Среди них такие важные сосательный, хватательный, защитный рефлексы. Позже они сменяются условными рефлексами (реакции на условия).
Ученые выделяют следующие своеобразные особенности развития нервной системы детей первого года жизни:
- Закрепление условных рефлексов требует длительного повторения, без которого могут быстро исчезнуть
- Нервная система малышей очень легко возбудима, что не может не отразится на поведении
- Маленькие дети не ощущают времени, они активны и непоседливы
- Слабая концентрация внимания. Ребенок следит или слушает всего несколько минут, только к младшему дошкольному возрасту дети становятся способны концентрировать внимание на 10-15 минут.
За правильностью развития нервной системы у детей следит детский врач – педиатр. Также первый год обязательны визиты к невропатологу. Врачи оценивают двигательные навыки, безусловные и условные рефлексы, умения малыша и следят, чтобы развитие ребенка оставалось в пределах нормы.
На что же обращает внимание врач?
- На пятой неделе ребенок должен уметь фокусировать взгляд. В это же время зарождаются положительные эмоции (реакция на маму).
- Приблизительно в это же время появляются первые попытки улыбаться, следить за предметами
- Со стороны слуха малыш должен реагировать на мамин голос и на другие звуки
- Ребенок должен реагировать также на вкус. Сладкое должно вызывать сосательный рефлекс, а все остальное (горькое, кислое) – выплевывание, гримасы, плач.
- К середине второго месяца кроха должна пытаться держать голову лежа на животе
- В 3 месяца реакцией ребенка на обращение должны быть беспорядочные движения конечностей, а при появлении желанного предмета – попытки тянуться и достать его
- К пяти месяцам ребенок должен уверенно переворачиваться с живота на спину и наоборот
- В 6 месяцев основная масса крох начинает первые самостоятельные передвижения – ползанье.
- К 7 месяцам малыш должен стоять с поддержкой за обе ручки, активно ползает, перебирает предметы из руки в руку, стучит ими по столу, кроватке, стенам.
- В 8 месяцев дети уже должны самостоятельно сидеть, давать ручку по просьбе, самостоятельно ложиться, придерживаясь за кроватки или стенку.
- Приблизительно к году кроха может ходить при поддержке за ручку или посторонние предметы
Подробнее о способностях ребенка читайте в статье — ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК ПО МЕСЯЦАМ, ТАБЛИЦА
Если у вашего ребенка что-то не получается, то это совсем не значит, что отклонения критичны. Знать особенности развития нервной системы у детей должна каждая мама, это ей поможет вовремя заострить свое внимание на возникших проблемах. Каждый организм индивидуален, но вы обязательно должны обсудить с доктором возможные причины отставания.
Много интересного вы сможете найти в разделе — РАЗВИТИЕ ПО МЕСЯЦАМ