Права ребенка в России беседа в старшей группе, в картинках
Беседа на тему «Права ребенка в РФ»
С момента своего появления на свет новорожденная кроха приобретает несколько социальных ролей. Дома он — «первенец» или «самый младший» и непременно — любимец всех членов семьи. В детской поликлинике — «пациент» из разряда грудничков. А главный социальный статус крохи — «личность», «гражданин». И прав у маленького гражданина немало. Подрастает малыш, и взрослые знакомят с ними. Уточним, какие конкретно возможности имеет каждый маленький человечек в РФ, какие документы закрепляют их за детьми, какой может быть беседа права ребенка для детей старшего дошкольного возраста или ученика начальной школы.
Российское законодательство на страже детских прав
В нашем обществе сформирована серьезная нормативно-правовая база, регулирующая права детей. В нее включены документы федерального и региональных уровней.
К этим документам относится прежде всего Конституция РФ.
Специальные статьи, обеспечивающие возможности маленького человека, есть в различных Кодексах (Семейном, Трудовом, Гражданском, Уголовном).
Разработан и введен в действие специальный закон, гарантирующий каждому малышу соблюдение и защиту его интересов (ФЗ-124, 1998 г.).
Их реализация осуществляется также в соответствии со специальными федеральными законами:
- об образовании,
- охране здоровья,
- защите от негативной информации;
- о вредном воздействии табачного дыма и т.д.
Региональное законодательство регламентирует вопросы социальной помощи семьям с детьми, а также обеспечивает защиту прав несовершеннолетних с помощью уполномоченных по правам детей.
Какие права имеет ребенок в РФ
Разработанная законодательная база касается всех сторон детской жизни, обеспечивая самые разные детские права.
Вспомним, что гарантируют законы нашим детям.
Жизнь
Самое основное, что получают дети, — право на жизнь. Пока малыш маленький, взрослые (семья, социальные институты государства) обязаны обеспечить ему возможность для нормальных условия жизни. Любая угроза для жизни — недопустима. Государство строго следит за соблюдением основного права несовершеннолетних.
Свобода и неприкосновенность личности
Создавая малышу условия для жизни, взрослые должны помнить, что даже младенец имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Именно поэтому внимательно и строго расследуются все факты нарушения этого: физическое насилие (избиение) малышей или похищение и незаконное, принудительное удерживание их в определенных условиях.
Здоровье
Еще одно важное право детей — на здоровье. Государство обеспечивает его, не только помогая малышам в период болезни. Кроме помощи в преодолении заболевания, дети получают возможность профилактического наблюдения за собственным состоянием. Это дает возможность специалистам своевременно заметить отклонения от нормы и воздействовать на них, чтобы избежать серьезных осложнений.
Именно для этого проводятся систематическая диспансеризация и регулярные медицинские осмотры несовершеннолетних, осуществляется профилактическая работа (прививки, оздоровление).
А заболевшие дети имеют право на медицинскую помощь и уход, а также полноценную реабилитацию в современных детских санаториях.
Семья
Проявляя всестороннюю заботу о малышах, государство стремится к тому, чтобы все дети смог реализовать такое важное право, как жизнь в семье. Любящая семья — естественное и самое необходимое для малыша условие развития и социализации.
Государство заботится о поддержке семей, имеющих детей, уделяя особое внимание многодетным семьям, а также родителям, имеющим детей с нарушениями здоровья.
К сожалению, не каждую семью можно назвать любящей, не в каждом доме создана здоровая атмосфера для малыша. В случаях возникновения угрозы жизни детей при ненадлежащем отношении к ним со стороны взрослых, заботу о детях берет на себя государственные учреждения (детские дома, центры для несовершеннолетних).
А чтобы несовершеннолетний не лишился на родительской заботы и внимания, он может получить новую семью — приемную. Институт приемной семьи, различные формы помощи детям, лишенным заботы родителей (усыновление, опека) находятся под пристальным вниманием государства. Это позволяет тысячам детей реализовать такое естественное для детей право — жить и воспитываться в семье.
Образование
Детство — важный этап в жизни, когда закладываются основы будущего профессионального успеха, создаются возможности для самореализации человека.
Именно в период детства и юношества реализуется еще одно право детей — на получение образования.
Дети, проживающие в нашей стране, получают бесплатное образования разных уровней:
- Дошкольного;
- Основного общего (1 — 9 классы);
- Среднего общего (10 — 11 классы);
- Среднего профессионального (колледжи, профессиональные лицеи и техникумы).
Каждый молодой человек имеет право попробовать свои силы в конкурсном отборе на бесплатное получение высшего образования в первый раз. Удачное прохождение конкурса гарантирует бесплатное обучение в вузе.
Немаловажным является и то, что правом на образование наделены все дети, независимо от их подготовки, уровня развития или состояния здоровья. Чтобы обеспечить общедоступный уровень получения образования, созданы специальные и коррекционные образовательные учреждения, разработаны специальные методики и формы получения образования, учитывающие самые разные особенности здоровья и развития детей.
Коррекционное и инклюзивное образование не только обеспечивает реализацию возможности на обучение для каждого малыша и подростка, но и является необходимым условием его дальнейшей социализации.
Жилище
Все указанное выше успешно реализуется, если соблюдается право детей на жилье. Государство гарантирует его, определяя, что несовершеннолетние граждане могут и должны проживать вместе с родителями.
Законодательно закрепляя это, государство помогает родителям реализовать его для своих детей. Для это разработана система субсидий и жилищных сертификатов.
Не остаются без внимания и несовершеннолетние, проживающие без родителей, в детских домах или приемных семьях. Если они имели жилье до попадания под опеку или в детский дом, то это жилье закрепляется за ними. А при отсутствии жилого помещения, дети получают жилплощадь от региональных органов власти.
Лишение жилища без предоставления другого места жительства — не только нарушение детских прав, но и серьезное правонарушение.
Другие права несовершеннолетних
Кроме перечисленных основных прав, дети имеют ряд других, которые также закреплены законодательно и находятся под защитой государства.
- Так, например, каждый человек имеет право получить свое собственное имя, фамилию и отчество.
- Для народов нашей многонациональной страны важным является изучение и использование родного языка.
- Дети имеют право отдыхать, что учитывается разработчиками образовательных стандартов при определении норм времени на учебу и выполнение домашних заданий.
- Являясь и осознавая себя личностью, дети имеют право на уважительное отношение к себе, а также другие возможности.
Права и возраст детей
Будучи наделенными разными правами, несовершеннолетний не все из них приобретает одновременно с моментом рождения. Конкретные права и обязанности ребенка зависят от его возраста.
Рассмотрим, как возраст детей влияет на гарантирование им новых прав.
С рождения | Основные права, о которых мы уже вспомнили: на жизнь, здоровье, семью, жилище, свободу, неприкосновенность, имя, родной язык, отдых, уважение — малыш получает, как только родится. С этого же времени дети получают право наследования и владения собственностью. Даже грудничок становится полноправным наследником имущества. В то же время следует уточнить, что распорядиться своей собственностью дети смогут только после достижения возраста дееспособности. |
6 лет | Некоторые родители удивляются, узнав, что при достижении шестилетнего возраста малыш становится правоспособным и приобретает гражданские права:
на самостоятельные покупки в магазинах; на получение подарков; на самостоятельное распоряжение теми деньгами, которые взрослые давали ему на карманные расходы. |
8 лет | вступать в детские общественные организации; |
10 лет | соглашаться или не соглашаться на усыновление; |
12 лет | Занимать переднее сиденье автомобиля по соседству с водителем. |
14 лет | 14 лет — серьезный рубеж в жизни — подросток получает паспорт! А одновременно с этим приобретает новые права:
определиться с гражданством; на работу: рабочий день у несовершеннолетних сокращенный, но начинать трудовую деятельность уже можно; на самостоятельное распоряжение стипендией или зарплатой; на самостоятельное обращение в суде или прокуратуру, чтобы отстоять свои права; на банковские услуги: подростку разрешается самому открыть денежный счет в банке, а также распоряжаться этим счетом без участия родителей или законных представителей (пополнить счет, снять деньги частично или полностью закрыть счет); закрепить за собой авторское право на свое произведение. вступить в профсоюз или молодежное объединение; перемещаться на велосипеде по шоссе. |
15 лет | самостоятельно решать, необходима ли медицинская помощь. |
16 лет | заключить брак и стать родителем; вступить в кооператив; принять решение об эмансипации (получить права дееспособности); управлять мопедом или скутером. |
18 лет | С наступлением 18-летия гражданин перестает считаться несовершеннолетним, приобретает дееспособность и все права в соответствии с законодательством РФ. |
Знакомство детей с их правами — важный компонент правового воспитания
Накопленный педагогами опыт убеждает: чем раньше начинается работа по формированию правосознания, тем лучших результатов удается добиться.
На первом этапе правового воспитания ребят знакомят с их собственными правами. Беседу о правах ребенка проводят с детьми старшего дошкольного возраста или учениками начальной школы.
Советы по подготовке беседы
Планировать проведение беседы можно в любое время, но целесообразно приурочить ее ко дню защиты детей.
- При подготовке беседы иллюстрируйте ее положения близкими детям ситуациями из детской литературы, например, сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дошкольники легко поймут, что такое право и бесправие, анализируя ситуации из жизни любимых персонажей.
- Подготовьте наглядный материал: иллюстрации с изображением знакомых сказочных животных, разъясняющих определенное правовое понятие (например, право на жилье: русская народная сказка «Заюшкина избушка»).
- Обращайтесь к теме не только на специальных мероприятиях. На любом уроке можно вспомнить проведенные разговоры, это поможет лучше закрепить информацию.
- Подготовьте презентацию, посвященную правам детей. Ее можно будет использовать как в работе с детьми, так и с их родителями.
- Подготовьте задания для активизации детей. В качестве заданий можно предложить разбор проблемных ситуаций. Дети могут выбрать из нескольких вариантов поведения героев тот, который соответствует правовому поведению или предложить свой поступок и объяснить его.
- Подготовьте материал для консультации родителей. Работа будет успешнее, если в ней примут участие мамы и папы детей. Можно также провести родительское собрание на аналогичную тему. Родители, наверняка, получат новую для себя информацию.
Не ограничивайтесь проведением одного мероприятия (беседы о правах ребенка в старшей (или подготовительной) группе или классного часа). Серьезная тема требует системы мероприятий, в результате которых дети познакомятся, усвоят и смогут закрепить важную информацию о своих правах.
Права ребенка в России мультфильм