Развитие детей с нарушением зрения: Особенности, Воспитание
Развитие детей с нарушением зрения
Каждый человек сам по себе яркая индивидуальность, непохожая на других и идущая по своему собственному пути развития. А что же тогда говорить о людях, имеющих некоторые физические отклонения. Их путь развития существенно отличается от других. К примеру, люди с плохим зрением или слухом воспринимают этот мир совершенно по-другому.
Развитие детей с нарушением зрения
Ну а развитие детей с нарушением зрения происходит по совершенно иному сценарию, чем развитие детей, не имеющих проблем со зрением.
В первую очередь это связано с эмоциональной стороной развития ребенка. Поскольку он не имеет возможности подражать мимике и пантомимике взрослых, то, понятное дело, что в плане развития мимических и пантомимических навыков ребенок будет очень сильно отставать от своих сверстников. Или же не будет развиваться в этой сфере вообще. В таком случае необходимы занятия с ребенком, обеспечивающие поддержку его развития в данном аспекте.
Кроме того, что касается сферы познания мира, то тут значительную роль играет речь и слово. В качестве компенсации за то, что ребенок не может своими глазами увидеть мир, речевая сторона развития выходит на первый план. Ребенок становится очень красноречивым, зачастую даже не понимая истинного смысла слов, которые он произносит. Поэтому крайне важно в воспитании детей с нарушениями зрения, вовремя объяснять смысл тех или иных слов. А также отдавать ребенка на кружки и секции, которые соответствуют его увлечениям. Вместе с этим будет делаться упор на формирование сенсорной и интеллектуальной сфер развития ребенка, как личности.
Особенности детей с нарушением зрения
При этом следует помнить, что при различных формах патологий должны учитываться особенности детей с нарушением зрения. Потому как, если у него зрение отсутствует полностью, необходима одна методика, учитывающая специфику именно этого дефекта. Если же ребенок слабовидящий, то методика воспитания должна быть совершенно другой. Потому как есть разница между тем, что малыш совсем ничего не видит и вынужден полагаться на остальные чувства, или же ребенок видит некие размытые пятна.
Кроме того, существуют различные дефекты зрения, такие как сужение поля зрения, нарушения восприятия цвета, объема, неспособность «рассчитать» расстояние до необходимого объекта и так далее. В этих случаях методики воспитания должны быть совершенно другими и опираться на специфику определенного дефекта.
Следует также отметить, что у детей страдающих нарушениями зрения, присутствуют проблемы с концентрацией на определенном предмете. Поэтому у них нередки проблемы с кратковременной памятью. Однако, то, что они усвоили хорошо, уже не покинет их память, запомнится очень надолго.
Также особенностью развития детей с нарушениями зрения является неспособность быстрого ориентирования в новой обстановке. Как правило, попадая в новое место или при резкой смене обстоятельств ребенок теряется и не знает, что же ему делать.
Многие дети, страдающие дефектами зрения, испытывают от этого дискомфорт. А, следовательно, отсюда вытекают проблемы в общении со сверстниками и родителями. Зачастую, такие дети чувствуют со стороны родителей чрезмерную опеку над собой. Или же, наоборот, ощущают безразличие к себе родителей. Это все доставляет им массу неудобств, которые, наслаиваясь на ощущение собственной неполноценности, в будущем может вызвать ряд серьезных проблем.
Не будьте равнодушны к своим детям. И не забывайте, что дефекты зрения никак не влияют на темперамент ребенка, его врожденную целеустремленность или волю. При должном воспитании такой ребенок может добиться очень многого в будущем, главное не опускать рук и не пускать все на самотек.
Читайте также: