Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста. Тест
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
По сути, термин эмпатия означает умение сопереживать эмоциональному состоянию других людей, однако говоря об эмпатии подразумевают и любовь к окружающему миру, и гуманное отношение ко всем живым существам, и способность сочувствовать, а также сопереживать, и доброту, и отзывчивость и многое другое. Другим словом, эмпатия – это эмоциональная восприимчивость человека к происходящему.
Человек приходит в этот мир не зная ничего о морали, любви, эмпатии и прочих чувствах и эмоциях, с которыми ему придётся в последствии столкнутся и в течение всей жизни развивать. Существует ряд факторов, способных повлиять на развитие эмпатии.
Каким образом развивается эмоциональная восприимчивость у детей
Развитию эмпатии у детей дошкольного возраста, безусловно, способствует живопись. Этот вид искусства обогащает жизненный опыт ребёнка, развивая всю его эмоциональную сферу.
Также и другие виды искусства способствуют развитию эмпатии у детей дошкольного возраста, такие как музыка и литература. Эмпатия развивается во время игр и рисования.
И всё же, главным образом уровень эмпатии у детей зависит от поведения его родителей. Излишняя эмоциональная чёрствость родителей по отношению к окружающему миру и своим детям, воспитывает и в детях такое же отношение к миру и родителям, но в тоже время чрезмерная родительская забота и опека превращает ребёнка в эгоиста, который вообще никого кроме себя не видит и не слышит, что ещё хуже. Если родители проявляют любовь и заботу к детям, животным, другим людям, ребёнок глядя на родителей будет повторять их действия и вести себя также. Маленькие дети постоянно копируют поведение родителей, ведь для них это единственный и безусловный авторитет. Но не нужно думать, что ребёнок, о котором все постоянно заботятся, делая его буквально центром Вселенной, будет относиться также к окружающему миру, всё совсем наоборот, в таком случае ребёнок будет считать исключительно себя достойным сочувствия, не интересуясь проблемами окружающего мира.
Если в семье кто-нибудь умирает, это печальное событие может стать причиной развитие эмпатии у детей дошкольного возраста или же напротив, закрепить в ребёнке мысль, что никто кроме него не заслуживает сочувствия. Здесь всё зависит исключительно от поведения взрослых. Очень часто, когда кто-то близкий ребёнку умирает, малыша окружают чрезмерной заботой, постоянно балуя и утешая, но не стоит забывать, что горе коснулось не только ребёнка, поэтому, окружить его теплом и заботой, безусловно, нужно, но также очень важно показать, что он не единственный кому тяжело, что и другие переживают так же как и он и тоже нуждаются в заботе и сочувствии.
Тест на уровень эмпатии
Многие дети довольно быстро учатся сочувствию и сопереживанию, а некоторые напротив или не совсем осознают, что это такое или же настолько зациклены на себе, что окружающий мир их мало интересует. Исследователи предлагают следующий метод определения уровня развития эмпатии у детей дошкольного возраста: ребёнку или группе детей предлагается игровое задание показывать различные эмоции связанные с другими людьми, например изобразить радость за своего друга, печальное лицо мамы, обиду другого ребёнка и т. д. Наблюдая за детьми можно понять приблизительный уровень их эмоциональной восприимчивости.
«Вхождение в картину» как метод развития эмпатии у детей
Этот приём использовали исследователи, изучавшие эмоциональную восприимчивость у детей.
Исследователи провели вышеописанный опыт и выявили группу детей с низким уровнем эмпатии, а затем начали работать с детьми по средством изучения картин. Целью эксперимента было выявить влияние живописи на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Детям показывали картины, на которых были изображены люди, испытывающие различные эмоции, а дети должны были описывать, что чувствуют все эти люди. Так малыши прекрасно понимали, что девочки на картине «Дети, бегущие от грозы» испытывали страх. А глядя на картину «Иван-царевич на Сером волке» искренне переживали за судьбу влюблённой пары, желая хоть как-то помочь им. После просмотра картин, детям предложили нарисовать или смастерить то, что могло бы помочь героям картин, так для девочек лепились и рисовались зонтики и домики, а для влюблённых убегающих на Сером волке смастерили ковёр-самолёт.
После окончания эксперимента, детям было предложено пройти тот же тест, что и в начале и результаты поразили значительным повышением эмоциональной восприимчивости у испытуемых детей.
Таким образом, эксперимент показал, что глубокое изучение живописи помогает детям понять всю глубину человеческих эмоций, а также научиться сочувствовать и сопереживать.