Развитие словаря детей дошкольного возраста. Методика
Развитие словаря детей дошкольного возраста
Развитию деток дошкольного возраста всегда нужно уделять особое внимание. Поскольку именно в это время закладываются абсолютно все физические и психологические основы человека. Потому и темпы этого развития тоже очень высоки.
Кроме всего прочего, происходит развитие словаря детей дошкольного возраста, как одного из основных механизмов познания этого мира.
Развитие словаря детей дошкольного возраста
Специалисты выделяют в этом аспекте развития ребенка две стороны: количественную и качественную. Под количественной подразумевают количество слов, которые уже известны ребенку к определенному моменту. Под качественной же понимают то, насколько ребенок понимает значения известных ему слов и может использовать их в правильном контексте.
В современной методике развития словаря детей, нормой считается, если ребенок к концу первого года своей жизни знает около десяти слов. К трем годам количество известных ребенку слов может спокойно превысить полторы тысячи. Это связано не только с активным заимствованием слов их речи взрослых, но и с осознанием ребенком самого механизма построения словесных конструкций.
Дальше, по мере взросления ребенка, словарный запас его увеличивается, но темпы его роста гораздо меньше, чем в предыдущие три года. Как правило, словарный запас увеличивается за счет существительных и глаголов. Именно они, как называющие предмет и действие, составляют основу потребностей ребенка. Гораздо меньше в детском словарном запасе прилагательных. Поскольку взрослые уделяют гораздо больше внимания самим предметам, чем их качествам и свойствам.
Для развития словарного запаса у детей, им необходимо непрерывное общение со взрослыми, которые могут научить их новым словам, новым понятиям, расширят их кругозор. Очень важно при общении с детьми создавать все необходимые условия, чтобы ребенок закреплял умение правильно использовать новые слова или исправлять недочеты в случае неправильного их понимания. Нужно задавать ребенку вопросы, мотивировать его на составление более сложных синтаксических конструкций, которые потребуют от ребенка знания все новых и новых слов.
Дидактические игры на развитие словарного запаса
Одним из наиболее продуктивных способов расширения лексикона детей и закрепления их речевых навыков являются дидактические игры.
Особенностью дидактических игр является то, что процесс их направлен на достижение определенных, четко поставленных целей и задач. А процесс самой игры контролируется взрослым от начала и до конца.
Наиболее сложными дидактическими играми для дошкольников являются те, в которых нужно оперировать не отдельными словами и названиями предметов, а целыми понятиями. В таких играх развивается умение мыслить, строить сложные словесные конструкции, отстаивать собственную точку зрения, объяснять и описывать определенные явления или предметы.
К таким играм относятся, к примеру, описание предметов. Суть игры в том, что воспитатель может попросить ребенка описать некий предмет. При этом он должен описывать его с как можно больших аспектов: какого о цвета, какой он формы, на что он больше всего похож, для чего он применяется и т.д.
Одной из наиболее известных игр для развития словарного запаса и понимания определенных категорий слов это «съедобное-несъедобное». По такому же принципу можно придумать огромное количество аналогичных игр, которые будут направлены на закрепление понятия отдельных лексических категорий. Например, можно поиграть с детьми в «живое-неживое», «твердое-мягкое», «зверь-птица» и так далее.
Вариантов подобных игр, развивающих словарный запас детей дошкольного возраста, на самом деле, можно придумать огромное количество.